Новости

Юлия Быкова о процессе реализации проекта «Meters»

К списку новостей
Юлия Быкова о процессе реализации проекта «Meters»
30 июля  2012

Наш директор Юлия Быкова поделилась на портале ТверьГид секретами реализации проекта. Как создать международный фестиваль с участниками из более чем 20-ти стран, получить государственную поддержку и не потерять творческого начала.

Вступление:
 

Сегодня я являюсь директором Международного молодёжного фестиваля короткометражного кино и анимации «METERS» (МЕТРЫ). Изначально фестиваль существовал как проект небольшого регионального события, но мне этого было недостаточно. Уже на стадии подготовки я видела его как масштабный кинофорум, где встречаются молодые
и активные режиссёры из разных стран мира, где зритель имеет возможность увидеть широкий спектр первоклассных короткометражек. Теперь фестиваль является именно таким. И цель команды – делать кинофестиваль с каждым годом всё лучше.

О старте:
 

По роду своей профессиональной журналистской деятельности приходилось много работать с кадром, создавать авторские проекты, снимать документальные фильмы. Но во многих интересных проектах я не выступала в роли руководителя, и к тому же получалось так, что лидеры процесса не доводили его до конца.
Т.е. во мне была потребность и самореализации, и создания собственного проекта, где бы я отвечала за его реализацию. И вот в 2009 году появилась идея создания кинофестиваля.Первое, что необходимо было решить – это разработать его концепцию. Мы провели мониторинг российских и зарубежных фестивалей. Их оказалось немало. Но большинство из них на тот момент не были рассчитаны на молодых режиссеров или не охватывали весь спектр короткометражного кино. К тому же не так много российских фестивалей, ориентированных на киношную молодежь, могли позволить себе принимать иностранных гостей. А хотелось уже на старте создавать международный кинофестиваль. В итоге мы заявили о кинофестивале как об интернациональной площадке,
а спектр фильмов ограничили игровым и документальным кино, экспериментальными фильмами
и анимацией.


Но насколько такой формат был интересен самим авторам короткометражек? Это второй вопрос, на который требовалось получить ответ. Мы начали информировать о новом фестивале, создав только страничку
в социальной сети. Обратная связь последовала очень быстро. Уже в первые месяцы реализации проекта география фестиваля не ограничивалась одной страной. Помимо России в форуме захотели принять участие режиссёры из Казахстана, Германии и Чехии. Таким образом, стало ясно, что этот проект нужен ещё кому-то, помимо нас =).

В 2009-м году мы поехали на Всероссийский молодёжный форум «Селигер» с единственной целью — получить грант на реализацию проекта. На тот момент мы точно знали, чего хотим и как это сделать. Нужны были только деньги. Как раз в 2009 году форум стал открытым, всероссийским, а в виду того, что этот год был объявлен годом молодёжи в России, там можно было получить реальные средства. В итоге, наш проект вошел в 10-ку лучших арт-проектов России. Появился бюджет на реализацию — 500 тысяч рублей. Условие получения средств было следующим — по возможности пиарить Форум в рамках фестиваля и реализовать все намеченные планы, указанные в проекте. Наверняка вы зададитесь вопросом — «Почему именно такая сумма?». На самом деле мы просили 1 миллион — эта сумма была точно рассчитана для реализация проекта «в ноль». Но после получения суммы в два раза меньшей, нам пришлось хорошо подумать над экономией. Это был для нас своеобразный проверочный этап — экономили на полиграфии, на аренде помещений, на транспорте, на проживании гостей. Но экономия не сводилась к уменьшению тиража и урезанию качества, совсем наоборот, мы искали партнёров и находили условия win-win.

Основные статьи расходов:
- Питание и проживание участников (3 дня)
- Оборудование (свет, звук, видео)
- Гонорары жюри
- Гонорары артистов
- Прочие расходы – как полиграфия, реклама, транспорт и т.д.

Кстати, именно команда является основой столь сложного и динамичного проекта как кинофестиваль. 
Люди – это самое ценное! Если у вас в кармане 10 миллионов, но нет надежных кадров, то ничего не получится. Например, у меня почти так и получилось на первом этапе, т.к. вышло так, что я на старте рядом оказались не те люди. Точнее, мы преследовали разные цели. Но такие вещи понимаешь лишь в процессе.
Так что подбор команды – это очень ответственный и сложный процесс. На данный момент, я считаю, что фестивалю очень повезло. Он собрал вокруг себя людей, которые искренне увлечены идеей воплощения задуманного в жизнь и не боятся трудностей. Блеск в глазах за это время не потускнел, он стал ярче, но к нему прибавились знание и рациональность. И, конечно же, очень ценным для нас является то, что у фестиваля появилась своя надёжная группа волонтёров, чья работа очень важна!

Ах да, на старте был разработан логотип фестиваля – камерохед – человек с головой камерой. Первый его вариант нарисовал Эмиль Кулиев, далее доработал логотип Тимон, также был запущен сайт. Это очень важно – визуализация вашей идеи, бренд.

О продвижении фестиваля:
 

Первый фестиваль не был идеальным. Как ни старались всё предусмотреть, некоторые нюансы проявились только во время самого события. И после первого фестиваля, мы составили план по совершенствованию проекта. Сюда вошли и реклама, и реконструкция сайта, и развитие сотрудничества с киноакадемиями мира
и иностранными культурными центрами, и методы привлечения к поддержке фондов, партнёров и государства т.д. Первый фестиваль имел один очень важный результат – пришли зрители. Интерес со стороны аудитории помог привлечь бизнес. Сегодня наши партнеры отмечают рекордное посещение их сайтов во время кинофестиваля. Это один из факторов, который помогает нам сохранять дружеские отношения.

Мы начали «гастролировать» — показывать фильмы и рассказывать о фестивале в разных городах России и мира. Сначала становились инициаторами таких проектов мы, а затем уже и нас стали приглашать. Огромное внимание уделяем Интернету – сегодня фестиваль представлен во многих российских и зарубежных социальных сетях, каталогах, информационных сайтах.

Самым сложным пунктом продвижения было добиться государственной поддержки. Но этот пунк существовал как необходимость — чтобы чувствовать себя стабильно на тверской площадке. Мы старались использовать каждый шанс – форумы, встречи, презентации – чтобы донести информацию о своем проекте до тех, кто принимает решение. Иногда казалось, что всё это бесполезно. Проект одобряли, печатали в брошюрах о Твери, но средств не выделялось. Понадобилось время, чтобы доказать, что фестиваль – это не «фирма-однодневка», а долгосрочный проект. В итоге сначала фестиваль поддержала Администрация Твери, а затем присоединилось Правительство Тверской области.

О коммерции:
 

2-ой и 3-й годы Фестиваля уже реализовывались с большим количеством связей и партнёров. Т.к. первоначальная сумма для старта была потрачена на 1-м фестивале, нам пришлось прилагать все возможные знания и силы для поиска средств. Где-то мы договаривались о бартере, где-то продавали рекламу, а в 2011-м ещё и получили поддержку Администрации Твери. Если говорить о коммерции, на данный момент «METERS» является не убыточным проектом и стабильно выходит «в ноль». Пункт получения прибыли с проекта никогда не стоял на первом месте, но приятно, когда любимое дело ещё и приносит доход. И ещё мы всеми силами стараемся не мешать творческую атмосферу с пустой коммерцией, находим те способы монетизации, которые не урежут креативное начало.

Об итогах и планах:
 

Сегодня фестиваль входит в число самых популярных молодежных кинофестивалей. В 2012 году в конкурсной программе будут представлены фильмы из 23 стран мира, среди них впервые из Эстонии, Мексики и Японии. Так что, география фестиваля постепенно расширяется. Не каждый российский и даже зарубежный фестиваль может похвастаться таким высоким уровнем короткометражных работ, как у нас. Может показаться, что сегодня делать фестиваль легче, но это далеко не так. Фестиваль – это как ребенок. Он растёт, и у него появляется больше потребностей. Мы каждый год пересматриваем что-то, меняем, добавляем… Фестиваль – это живой организм, который существует только тогда, когда есть динамика. В противном случае он тускнеет и становится не интересным. А мы слишком его любим, чтобы позволить ему прекратить существование. Кстати, дата проведения фестиваля в 2012 году – с 12 по 14 октября =)

Лирическое отступление:
 

Есть один момент в развитии фествиаля, который не удалось решить до конца – активность зрителей. Наполняемость залов во время кинофорума хорошая, но хотелось бы видеть больше тверитян на кинопоказах. А жители Твери часто могут проехать 2,5 часа до Москвы и еще тащиться час в метро ради какой-нибудь выставки, а ради события, которое «под носом», будет лень потратить и 30 минут на дорогу. Возможно, работает стереотип — «В Твери ничего интересного не происходит. А если происходит, то сомнительного качества». Но мне кажется, Тверь постепенно перестаёт быть аморфным городом. Хотелось бы, чтобы это была реальная тенденция, которую мы почувствуем на кинофестивале. Ведь фестиваль делается для зрителей! =)

Фестиваль «METERS» 2011 в цифрах:
 

Зрители – 2 000
Количество Кинопоказов конкурсных работ – 6
Лауреаты – 12 человек
Мастер-классы – 5
Партнеры – 22
Кол-во просмотров сайта – 698 502 025
Группа В Контакте – 2600 человек
Команда – 31
Количество фильмов – 89
Общий хронометраж конкурсного кино – 968,28 минут
Число номинаций – 12
Языки церемоний – 2 (русский и английский)
Количество стран – 22

Имена личностей, без которых «METERS» не было бы:
 

Алексей Марков, Татьяна Быкова, Аглая Гинзбург, Сережа Гуляев, Анастасия Фёдорова, Аида Ризаева, Артём Бауман, Саша Кудряш, Ксения Кузнецова, Кирилл Никонов, Пьюш Чатерведи, Кира Тарасова, Мария Парфеньева, Евгений Дубинкин, Андрей Плотников и Дёмыч, Евгения Дудко, Андрей Сметанников, Тимофей Сватантранатх, Алина Цимбалист, Алина Багирова, Артём Калугин, Тимон, Эмиль Кулиев, Арс, Лена Муртазина.

ИСТОЧНИК - ПОРТАЛ "ТВЕРЬГИД" -